на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Регулирование властью социального и телесного пространства личности
Купить за 600 руб.Введение
Власть - в классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации власти в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о власти, Макиавелли выдвинул идею о светском характере власти, необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь - подданные". В доктрине европейского либерализма (Локк, Гоббс и др.) нашли свое развитие рационалистические взгляды на природу, источники и функции власти. Работы Маркса и Энгельса сместили акценты на исследование политической власти, основанной на классовых антагонизмах и определяемой в конечном счете материально-производственными отношениями.Проблема власти была систематически проанализирована в социологии М. Вебера, который ввел понятие легитимности господства (признания власти управляемыми индивидами), выделил легальный, традиционный, харизматический виды, а также личностный и формально-рациональный типы власти.
Неклассические философские версии власти связаны со снятием оппозиции "правитель - подчиненный", пересмотром понимания власти как чисто идеологического, подконтрольного разуму феномена и рассмотрением ее в более широких философских контекстах. С первым наброском такого подхода выступил Ницше. Он дезавуировал деятеля-субъекта как "присочиненного" к волевому акту. Безличная сила "воли к власти" лежит, по Ницше, в основании существования; познание мира, будучи "волей к истине", оказывается формой проявления иррационального полифункционала "воли к власти".
Природа власти, по Фуко, обращена к сфере бессознательного, существуя в модусе самосокрытия, она обнаруживает свои подлинные "намерения" на микроуровне социальной жизни (классификация удовольствия, ритуал исповеди, локализация секса и т.п.), на поверхности кристаллизуясь в государственные институты и социальные гегемонии. Р. Барт развивает и перерабатывает в русле "политической семиологии" ницшеанские интуиции об укорененности власти в "самом начале языка". Он демонстрирует, что язык, считающийся нейтральным средством коммуникации, на самом деле пропущен через механизмы вторичного означивания (идиоматические смыслы, жанровые конвенции и т.п.), имеющего идеологическую природу и обеспечивающего языку социальную действенность и статус дискурса.
На фоне непрерывного обновления концепции пространства в социальной философии, философии политики весьма парадоксальным на первый взгляд оказывается неизменность понятийного аппарата теории жизненного пространства, сохранившего логические и смысловые характеристики 30-40-х годов XX века. В отношении к проблемному полю теории власти дисциплинарные модели жизненного пространства в геополитике и психологии исчерпали свои возможности. Здесь весьма показателен тот факт, что концепция государства как системообразующего элемента жизненного пространства, сформированная Ф. Ратцелем и раскрытая в категориях политической географии его последователем К. Хаусхофером в конце 30-х годов XX века, не получила своего должного развития. Подходя к оценке классических парадигм геополитики с методологических позиций, следует отметить, что философская рефлексия жизненного пространства в этом теоретическом поле не могла состояться хотя бы потому, что в исследовании преобладал категориальный аппарат политической географии и довлели прагматические установки, продиктованные конкретными внешнеполитическими задачами. Цель данной работы рассмотреть регулирование властью социального и телесного пространства личности. В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. проанализировать категориальные ряды пространства общества и пространства власти;
2. Выявить центростремительные и центробежные силы в пространстве власти транзитивного общества;
3. исследовать проблему регулировки власти в концепции М. Фуко
4. выделить специфику археологии социальной политики в концепции М. Фуко;
Оглавление
- Введение- Пространство власти институциональные и ценностные основания 1.1 Категориальные ряды пространства общества и пространства власти
- Центростремительные и центробежные силы в пространстве власти транзитивного общества Глава II. Концепция регулировки власти в творчестве М. Фуко
- Специфика археология социальной политики М. Фуко
- Власть и управление в концепции М. Фуко Заключение
- Список использованной литературы
Заключение
В данной работе рассматриваются проблемы исследования власти в связи с теорией жизненного пространства общества. Эта теория, сохраняя принципы и категориальный аппарат концепции социального пространства, способна выявить жизненно значимые, ценностные структуры власти в транзитивном обществе. Очерчивая проблемное поле пространственных структур власти, необходимо соотнести в теории социальное и жизненное пространство жизненное пространство и пространство власти.Список литературы
1. Башкирова Е. И. Трансформация ценностей российского общества Полис. 2000. № 6.2. Замятина Н. Ю. Модели политического пространства // Полис. 1999. № 4.
3. Делез Ж. Постскриптум к обществам контроля // Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от "Истории безумия" до "Заботы о себе". Саратов: Изд-во Поволжского филиала Рос.учеб.центра, 1999. С.102-108.
4. Казаков А. А. Власть в социальном и политическом пространстве // Философия и социология власти. Саратов, 1996.
5. Парсонс Т. Власть // Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
6. 1. Подорога В. А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть. М., 1989. С. 206 - 256.
7. Соловьев В. С. Собрание сочинений. СПб., 1911. Т. 1.
8. Уолцер М. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия ХХ века. М., 1999.
9. Устьянцев В. Б. Пространство власти: иституциональные и ценностные основания //Философия и современность. Саратов. 2003.
10. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.:
11. Фуко М. Воля к знанию // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996.
12. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
13. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.
14. Фуко М. Власть и тело // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год